Проверки

Контрольные органы ожидает трансформация от карательной модели поведения к клиентоориентированной | ГАРАНТ.РУ

Контрольные органы ожидает трансформация от карательной модели поведения к клиентоориентированной

Правительство РФ утвердило Концепцию совершенствования контрольной (надзорной) деятельности (КНД) на ближайшие 2 года, а также план-график ее реализации (Распоряжение Правительства России от 21 декабря 2023 г. № 3745-р).

Например, Правительство РФ хочет добиться того, чтобы большинство внеплановых проверок проводились на основе индикаторов риска. В связи с этим бизнесу стоит ожидать взрывного роста количества таких индикаторов, в первую очередь – по массовым видам контроля (санитарный, пожарный, жилищный) и массовым и критичным видам нарушений обязательных требований. Вопрос о необходимости согласовывать с прокуратурой проведение КНМ по индикаторам риска еще не решен Правительством РФ – по этому вопросу нужны длительные консультации с Генеральной прокуратурой РФ.

Кроме того, в Правительстве РФ высказали идею о том, что индикаторы риска нужно ранжировать (по степени возможных негативных последствий), причем по некоторым индикаторам риска нужно проводить не проверки, а профилактические мероприятия.

Далее, Кабмин рассчитывает создать “калькуляторы риска” в ЛК на портале госуслуг – для автоматизированного расчета своей категории, при этом будет увеличено количество характеристик для расчета категории, особенно в отношении добросовестности лиц (например, регулярное прохождение самообследования с получением высоких результатов).

Кроме того, в механизм КНД хотят ввести новые процедуры: “самостоятельный контроль” (самообследование + декларация + профвизит) и рейтингование (осуществляется надзорным органом по итогам КНМ и профвизитов, позиция в рейтинге ни на что особенно не влияет, но приносит почет и уважение; требования к рейтингованию обещают разработать к июлю 2024 г., пилотирование рейтингования начнется с 30 декабря 2024 г.). “Пилотный” вид надзора – санитарный.

Очень важным Правительство РФ полагает “разворот” модели поведения надзорных органов – от упреждающе-карательной к клиентоориентированной (и клиент здесь – бизнес). Речь при этом идет не об ослаблении контроля, а о расширении “образовательной” компоненты – нужно рассказывать бизнесу об обязательных требованиях понятным языком.

Плановые мероприятия для объектов низкого, среднего, умеренного и значительного рисков хотят отменить вовсе (фактически, законодательно закрепить введенный в 2022 году мораторий на плановые проверки). Кроме того, в неопределенном будущем проверки исполнения предписаний хотят проводить только путем КНМ без взаимодействия, и только в случае невозможности таким образом оценить исполнение предписания – проводить выездные проверки и иные КНМ с взаимодействием.

Для бюджетных учреждений введут особый механизм освобождения от административной ответственности за нарушение обязательных требований – после выдачи предписания об устранении нарушений учреждение, учредитель и надзорный орган составят “дорожную карту” по устранению нарушений и специальное соглашение, после чего предписание отменяется, учреждение начинает исполнять эту “дорожную карту” (контролирует которую учредитель, а не надзорный орган), а исполнение “дорожной карты” будет являться обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности. Если работа механизма понравится, то обещают “рассмотреть вопрос” о его распространении на бизнес.

Обещана цифровизация производства по делам об административных правонарушениях при осуществлении государственного контроля (надзора).

Что еще предлагает Концепция:

  • ввести обязанность граждан, которые хотят пожаловаться в орган жилнадзора на свою УК / ТСЖ, сначала обратиться с соответствующими претензиями именно в УК / ТСЖ (вопрос требует проработки, доклад Минстроя России по этому вопросу ожидается только через полтора года),
  • уточнить предмет муниципального земконтроля (чтобы он не “пересекался” с предметом федерального земельного контроля),
  • унифицировать предмет муниципального контроля в сфере благоустройства (сейчас в разных муниципалитетах под ним могут понимать совсем не одно и то же), в частности, ввести на федеральном уровне единый перечень видов объекта такого контроля, из которого ОМСУ смогут выбрать “подходящие” именно им с учетом своих местных особенностей). Кроме того, для муниципального контроля в сфере благоустройства предлагают ввести специальный режим контроля – с возможностью перемещения инспекторов по определенной территории.

Поправки в КоАП РФ, Закон о госконтроле и Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (с описанными идеями) должны подготовить до конца 2024 года. Кроме того, с 12 декабря 2024 г. обещан полный отказ от бумажных решений о проведении КНМ или профмероприятия (все будет в электронном виде в ЕРКНМ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − два =

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть