Уступка права требования: какие риски могут возникнуть | Новости: ГАРАНТ.РУ
Все условия для предоставления субсидии ее потенциальный получатель должен выполнить еще до принятия соответствующего решения. Задача уполномоченного органа заключается в проверке тех документов, которые представлены потенциальным получателем субсидии в целях принятия решения. Получается, что целевой характер использования бюджетных средств должен быть подтвержден еще до заключения соглашения о предоставлении субсидии. Соответственно, если получатель субсидии соответствует всем установленным требованиям и документально подтвердил право на получение субсидии в качестве компенсации ранее произведенных за счет собственных средств расходов, то риски возникновения претензий со стороны органов госфинконтроля практически исключены.
Подобным подходом руководствовались должностные лица органа власти субъекта РФ, полагая, что при отсутствии прямого запрета на заключение договора уступки права требования, правомерно перечисляют средства субсидии не напрямую ее получателю, а третьему лицу.
Однако ревизоры усмотрели в подобных действиях превышение полномочий ГРБС, выразившееся в несоблюдении принципа адресности и целевого характера бюджетных средств. Дело в том что согласно положениям ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону. При этом не допускается без согласия должника уступка права требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника. А в рамках обязательства по предоставлению из бюджета субсидий личность кредитора (цедента, получателя субсидии) имеет существенное значение.
Предоставление субсидии третьим лицам может привести к уходу от очередности платежей, установленных Законом № 229-ФЗ об исполнительном производстве. Кроме того, судьи согласились с выводами ревизоров о том, что механизм предоставления субсидии третьим лицам приводит к намеренному наращиванию задолженности получателя субсидии, в том числе путем выкупа долгов третьих лиц, в целях дальнейшей ее оплаты за счет средств субсидии. Так, в нашем примере счета некоторых получателей субсидий (ООО “Ромашка”) были заблокированы ФССП ввиду наличия значительного объема задолженности, в том числе по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ. А еще заключение договора цессии может привести к двойной оплате задолженности перед третьим лицом. Например, если между ООО “Ромашка” и ООО “Колокольчик” заключен договор цессии, то при определенных обстоятельствах практически одновременно с перечислением из бюджета средств субсидии на расчетный счет ООО “Колокольчик”, с ООО “Ромашка” в принудительном порядке на основании исполнительного документа, предъявленного в ФССП, в пользу ООО “Колокольчик” может быть списана сумма задолженности. Иными словами, долг перед ООО “Колокольчик” будет погашен дважды – и на основании договора цессии, и на основании исполнительного документа (Постановление АС Московского округа от 13 февраля 2024 г. № Ф05-33641/23).